Как общаться с агрессивным ребенком
26 декабря 2014
На детской площадке часто можно наблюдать такую картину: малыш стучит пластмассовой лопаткой по ведерку, затем, не меняя выражения лица, начинает стучать по голове рядом играющего ребенка — тот в крик и слезы. Что здесь произошло? Малыш просто познает мир: ведерко при ударе издает определенный звук, голова же соседа звучит по-другому, но сосед почему-то обиделся.
Что делать? Можно утешить обиженного, переключить внимание обидчика, сказать, что Саше больно, поэтому он плачет, но ни в коем случае не наказывать обидчика.
Если ваш драчун постарше (2,5-3 года), и достаточно регулярно обижает других детей, то его можно легонько стукнуть его же игрушкой в добавление к словам, что Саше больно. Сделать это надо с силой 2-3-летнего ребенка, то есть несильно. Это будет иметь результат только в том случае, если вы будете спокойны и отнесетесь к происходящему как к учебному процессу, без экспрессии и возмущения, а не как к наказанию обидчика.
Но не все дети дерутся, исследуя реакции окружающих на удары предметами и кулачками по голове. Все-таки настоящая агрессивность — это некий психологический сбой.
Так что же такое агрессия вообще? Слово «агрессия» произошло от латинского agressio, что в переводе означает «нападение», «приступ».
Что делать? Можно утешить обиженного, переключить внимание обидчика, сказать, что Саше больно, поэтому он плачет, но ни в коем случае не наказывать обидчика.
Если ваш драчун постарше (2,5-3 года), и достаточно регулярно обижает других детей, то его можно легонько стукнуть его же игрушкой в добавление к словам, что Саше больно. Сделать это надо с силой 2-3-летнего ребенка, то есть несильно. Это будет иметь результат только в том случае, если вы будете спокойны и отнесетесь к происходящему как к учебному процессу, без экспрессии и возмущения, а не как к наказанию обидчика.
Но не все дети дерутся, исследуя реакции окружающих на удары предметами и кулачками по голове. Все-таки настоящая агрессивность — это некий психологический сбой.
Так что же такое агрессия вообще? Слово «агрессия» произошло от латинского agressio, что в переводе означает «нападение», «приступ».
Что еще можно сказать об агрессивных детях? В основном они эгоцентричны, искаженно воспринимают мотивы поведения — как окружающих людей, так и собственного.
Как определить агрессивен ли ваш ребенок: Ребенок часто теряет контроль над собой.Недооценивает собственную враждебность.Часто спорит, ругается.Винит окружающих и обстоятельства в своих проблемах.Часто не думает о последствиях своих поступков.Часто ломает игрушки, дерется.Редко выражает свои чувства словами, предпочитая действие.Дразнит животных.Ребенка не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками.Общается чаще с младшими и физически более слабыми.Даже если у вашего ребенка наблюдаются все перечисленные выше признаки, не торопитесь вешать на него ярлык «агрессор» (как, собственно, и любой другой ярлык). В любом случае агрессивное поведение - это сигнал о неблагополучии ребенка и отражение его внутреннего дискомфорта
В общении с агрессивным ребенком стоит придерживаться некоторых правил
1. В первую очередь важно объяснить ребенку, что любой живой человек имеет право на проживание любых чувств и эмоций. Все мы реагируем на жизненные ситуации по-разному. Все мы имеем право на гнев, обиду, радость. Но главное, чтобы мы управляли эмоциями, а не они нами. Необходимо научить ребенка сначала распознавать свои эмоции, а затем и контролировать их.
2. При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Важно научиться самим и научить своих ребятишек не загонять напряжение внутрь, а выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Это необходимо еще и из «инстинкта самосохранения». Доказано, что люди постоянно подавляющие гнев, подвержены риску психосоматических расстройств (например, псориаз, гипертония, мигрень, ревматический артрит, язва желудка и др.).
3. Ребенок - это зеркало ваших семейных отношений. Способность ребенка разрешать конфликтные ситуации словами, а не кулаками, напрямую зависит от стиля общения, принятого в его семье. Именно родители должны научить своего ребенка договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою силу словами, интонацией, манерой поведения. Если вы сами общаетесь с ребенком соответствующим образом, никогда не прибегая к «методам физического воздействия», обсуждаете острые ситуации и ищите компромиссы, он принимает эту позитивную установку.
4. При появлении у ребенка признаков агрессивного поведения, в первую очередь подумайте: не болен ли он? Или может быть его поведение связано с приходом к вам в гости конкретных людей?
5. Если ваш ребенок вступил в бой на детской площадке, защищая от посягательств других детей свою игрушку, нужно объяснить, что дети вовсе не желали ему ничего плохого. Им просто хотелось поиграть вместе с таким замечательным мальчиком (девочкой), у которого есть прекрасные игрушки.
6. Каким бы мирным ни был ваш ребенок, в детском саду он оказывается в обстановке, которая сильно отличается от домашней. Дети дерутся, и в этом нет ничего «ужасного»: далеко не каждого ребенка дома учат иным, более «цивилизованным» способам разрешения спорных ситуаций.
Но этот факт вовсе не означает, что любому «садиковому» ребенку непременно нужно стать драчуном. С одной стороны, ребенок должен уметь постоять за себя. С другой стороны, отстаивать свои интересы можно по-разному, и «метод кулаков» является все-таки одним из наименее совершенных. Способность ребенка разрешать конфликтные ситуации словами, а не кулаками, напрямую зависит от стиля общения, принятого в его семье.
Обычно дети, приученные дома к мирному методу решения проблем, естественным образом держатся в группе сверстников так, что им не приходится вступать в драку: такое возможно лишь в виде исключения. Но если уж ребенок рассказывает вам, что кто-то приставал к нему в садике и пришлось давать сдачи, ни в коем случае не надо ругать его. Если «кулачные» меры были оправданы, вам следует признать это. Поощрять ребенка драться, конечно, ни к чему, но и требовать от него полной пассивности, когда на него нападают, нельзя.
7. Часто взрослые, сами не подозревая об этом, провоцируют детей на агрессивное поведение. Часто, агрессивное поведение - это попытка привлечь внимание к своим потребностям, отстоять право на собственное мнение, решение, в конце концов - на выбор. Часто ли мы вообще задаем нашим детям вопрос: «Чего тебе хочется? как бы ты сам хотел поступить?»
8. Всегда нужно помнить: ребенку все равно, каким способом привлечь наше внимание - негативным или позитивным. Постарайтесь оказывать ребенку больше позитивного внимания. Возможно, ему не понадобится играть в «агрессора»...
9. В работе с агрессивными детьми очень хорошо себя зарекомендовала арт-терапия, т.е. терапия искусством, работа с песком, глиной, рисование, аппликация, оригами. Вообще, даже игра в мыльные пузыри - великолепный рецепт для трансформации агрессии и любого напряжения, причем как для детей, так и для взрослых.
Любая работа с творческим потенциалом - это путь трансформации негатива и знакомства с собой. А значит, и внутреннего роста...
5. Если ваш ребенок вступил в бой на детской площадке, защищая от посягательств других детей свою игрушку, нужно объяснить, что дети вовсе не желали ему ничего плохого. Им просто хотелось поиграть вместе с таким замечательным мальчиком (девочкой), у которого есть прекрасные игрушки.
6. Каким бы мирным ни был ваш ребенок, в детском саду он оказывается в обстановке, которая сильно отличается от домашней. Дети дерутся, и в этом нет ничего «ужасного»: далеко не каждого ребенка дома учат иным, более «цивилизованным» способам разрешения спорных ситуаций.
Но этот факт вовсе не означает, что любому «садиковому» ребенку непременно нужно стать драчуном. С одной стороны, ребенок должен уметь постоять за себя. С другой стороны, отстаивать свои интересы можно по-разному, и «метод кулаков» является все-таки одним из наименее совершенных. Способность ребенка разрешать конфликтные ситуации словами, а не кулаками, напрямую зависит от стиля общения, принятого в его семье.
Обычно дети, приученные дома к мирному методу решения проблем, естественным образом держатся в группе сверстников так, что им не приходится вступать в драку: такое возможно лишь в виде исключения. Но если уж ребенок рассказывает вам, что кто-то приставал к нему в садике и пришлось давать сдачи, ни в коем случае не надо ругать его. Если «кулачные» меры были оправданы, вам следует признать это. Поощрять ребенка драться, конечно, ни к чему, но и требовать от него полной пассивности, когда на него нападают, нельзя.
7. Часто взрослые, сами не подозревая об этом, провоцируют детей на агрессивное поведение. Часто, агрессивное поведение - это попытка привлечь внимание к своим потребностям, отстоять право на собственное мнение, решение, в конце концов - на выбор. Часто ли мы вообще задаем нашим детям вопрос: «Чего тебе хочется? как бы ты сам хотел поступить?»
8. Всегда нужно помнить: ребенку все равно, каким способом привлечь наше внимание - негативным или позитивным. Постарайтесь оказывать ребенку больше позитивного внимания. Возможно, ему не понадобится играть в «агрессора»...
9. В работе с агрессивными детьми очень хорошо себя зарекомендовала арт-терапия, т.е. терапия искусством, работа с песком, глиной, рисование, аппликация, оригами. Вообще, даже игра в мыльные пузыри - великолепный рецепт для трансформации агрессии и любого напряжения, причем как для детей, так и для взрослых.
Любая работа с творческим потенциалом - это путь трансформации негатива и знакомства с собой. А значит, и внутреннего роста...
Давайте разберем, как же стоит себя вести в момент физической атаки со стороны Вашего чада.
Для начала необходимо остановить приступ гнева. Для этого нужно крепко обнять малыша. Причем именно обнять, но не схватить или скрутить. В Ваших действиях не должно быть ответной агрессии. Затем нужен зрительный контакт. Вы должны посмотреть малышу прямо в глаза, если это возможно. Не разрывая совсем телесный контакт, необходимо, в зависимости от возраста, правильно подобрать фразу, чтобы успокоить малыша. Для совсем крохи подойдет: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!» Для тех, кто постарше необходимо обозначить чувство, которое испытывает малыш и причину: «Тебе обидно, что нужно собирать игрушки, а тебе еще хочется поиграть». Или: «Ты сейчас на меня очень злишься, так как я веду тебя в детский сад, а тебе совсем не хочется туда идти». Если Вам больно от укуса или удара, стоит сказать о своем чувстве так: «Мне больно! Я очень злюсь, когда меня кусают».
Для начала необходимо остановить приступ гнева. Для этого нужно крепко обнять малыша. Причем именно обнять, но не схватить или скрутить. В Ваших действиях не должно быть ответной агрессии. Затем нужен зрительный контакт. Вы должны посмотреть малышу прямо в глаза, если это возможно. Не разрывая совсем телесный контакт, необходимо, в зависимости от возраста, правильно подобрать фразу, чтобы успокоить малыша. Для совсем крохи подойдет: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!» Для тех, кто постарше необходимо обозначить чувство, которое испытывает малыш и причину: «Тебе обидно, что нужно собирать игрушки, а тебе еще хочется поиграть». Или: «Ты сейчас на меня очень злишься, так как я веду тебя в детский сад, а тебе совсем не хочется туда идти». Если Вам больно от укуса или удара, стоит сказать о своем чувстве так: «Мне больно! Я очень злюсь, когда меня кусают».
Обращаю Ваше внимание на следующие нюансы:
Как бы Вам не хотелось сорваться на привычное поведение и наказать или накричать, или хотя бы строго скомандовать: «нельзя!» или «прекрати сейчас же!» - этого делать не стоит.
Поймите, малыш в такой момент испытывает очень сильную злость. И он, скорее всего, еще не способен осознавать последствия своих действий. Кроме того, когда любому человеку в момент злости приказывают или наказывают его, это еще больше провоцирует накал страстей. Поэтому Вы своими действиями лишь усугубите вспышку гнева, а не ликвидируете ее. Можно таким образом добиться прекращения атаки, но эмоция останется и будет все равно искать выход.
Как бы Вам не хотелось сорваться на привычное поведение и наказать или накричать, или хотя бы строго скомандовать: «нельзя!» или «прекрати сейчас же!» - этого делать не стоит.
Поймите, малыш в такой момент испытывает очень сильную злость. И он, скорее всего, еще не способен осознавать последствия своих действий. Кроме того, когда любому человеку в момент злости приказывают или наказывают его, это еще больше провоцирует накал страстей. Поэтому Вы своими действиями лишь усугубите вспышку гнева, а не ликвидируете ее. Можно таким образом добиться прекращения атаки, но эмоция останется и будет все равно искать выход.
Обязательно в момент Вашей реакции опуститься на один уровень к ребенку и установить зрительный и телесный контакт. Дело в том, что на бессознательном уровне это сигналы к обретению спокойствия, так как мама рядом. И даже если сейчас преобладает злость по отношению к Вам, то все равно это подействует успокаивающе.
Фразу, с которой Вы начнете свое обращение к ребенку, нужно строить обязательно в утвердительной форме и обязательно с обозначением эмоционального состояния малыша. Это необходимо для того, чтобы дать ему понять, что Вы понимаете его чувство. Ведь фактически атака устраивается с целью продемонстрировать свое чувство. А если Вы его поняли и обозначили, то цель достигнута и дальнейшее продолжение становится бессмысленным. И Ваш тон не должен быть приказным, поучающим или повелевающим. Интонация должна быть по возможности нейтральной.Если Вам поведение малыша причинило боль, то говорить об этом стоит именно с позиции «Я-высказывания». Это такое предложение, где используется только местоимения «Я», «мне», «меня», но нет места для «ты, тебя, твое». А действие малыша лучше сформулировать безлично. То есть не: «Не кусайся, сколько раз ТЕБЕ говорить!», а «мне не нравиться, когда меня бьют». Не: «меня раздражает, когда ТЫ кусаешься, не делай так!», а «Я очень недовольна, когда дети кусаются». Казалось бы, несущественное изменение несет в себе более глубокий смысл. В нем не содержится обвинения, которое неизбежно есть в «ты-высказываниях». А «я-сообщения» приводят к тому, что ребенок не начинает обороняться и защищаться от нападок, что еще более способствует «остыванию» и уходу эмоции. Воспитание о том, что так себя вести не стоит, необходимо проводить после случившегося, когда эмоции уже схлынули. Тогда малыш будет способен Вас услышать. В момент атаки это делать бессмысленно.Однако гораздо более полезным является регулярная профилактика таких атак. В связи с тем, что гнев является естественной эмоцией, которая возникает даже у самых спокойных детей, пока малыш не научился выражать свое недовольство спокойно, стоит проводить специальные игры. Их условно можно обозначить как «гнево-профилактические»,поскольку основная их цель – это моделирование телесного и звукового проявления гнева. Они позволяют в игровой форме снять тот эмоциональный накал, который мог скопиться у Вашего малыша. Приведу общие рекомендации и примеры таких игр:
Для «драчунов» подойдут игры, где необходимо делать движения, которые совпадают с реальными ударами. Любимыми играми детей, в которые мы играем на консультациях, являются:
Драка воздушными шариками или подушками. Не редко я совмещаю ее с игрой на профилактику вербальной агрессии, которую назвала «шпрот». Смысл игры: обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты - чашка! А ты – шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой, очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.
Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.
Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.
Пинание или бросание меча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающий, не ограничивая себя в движениях.Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов. Например:
Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.
Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.
Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет. И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.
Драка воздушными шариками или подушками. Не редко я совмещаю ее с игрой на профилактику вербальной агрессии, которую назвала «шпрот». Смысл игры: обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты - чашка! А ты – шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой, очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.
Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.
Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.
Пинание или бросание меча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающий, не ограничивая себя в движениях.Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов. Например:
Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.
Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.
Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет. И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивностиКак работать с агрессивными детьми в детском саду?Автор: Синицина Оксана Борисовна, педагог-психолог МБ ДОУ ДСКВ № 55 «Улыбка» г. НижневартовскПредлагаю Вашему вниманию конспект одного из занятий, которое входит в разработанную мной программу «Социально-психологическая адаптация детей 5-7 лет, имеющих особые формы развития».Занятия в программе ориентированы на работу с детьми, имеющими признаки агрессивности и гиперактивности.Целью программы, а, следовательно, и данного занятия, явилось создание таких условий в ДОУ, которые способствовали бы полноценной социально – психологической адаптации детей, имеющих особые формы развития.Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, эмпатии, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я” ребенка. В играх и упражнениях нет соревновательного момента так, как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми.Содержание занятия для работы с агрессивными детьмиСтруктура разработана с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 7 лет.Вводная часть:- приветствие.Основная часть занятия:- психотехнические упражнения, игры,- биоэнергетическая гимнастика,- анималотерапевтические упражнения, игры,- игры, направленные на нивелирование агрессивных состояний.Заключительная часть занятия:- рефлексия, ритуал прощания.Вводная часть. Приветствие.Приветствие направлено на создание атмосферы группового доверия и принятия, установление благоприятного климата, формирование навыков позитивной коммуникации, уверенность в поддержке сверстников и в самом себе. В этой части занятия звучит спокойная музыка, что также способствует возникновению позитивных эмоций. Основная часть занятия.Она направлена на решение реализацию тех условий, которые требуются для успешной социально – психологической адаптации в обществе детей, имеющих особую форму развития (агрессивность), а именно:- избавление от стрессов, телесных зажимов, нервных срывов,
- снятие эмоционального, мышечного напряжения,- развитие коммуникативных навыков,- развитие навыков конструктивного общения, эмпатии,- нивелирование агрессивных состояний,- выплеск гнева в приемлемой форме,-развитие произвольного внимания, способности адекватно реагировать на процессы возбуждения и торможения, способности осуществлять рефлексию своих поступков,- отреагирование негативных эмоциональных состояний,- формирование основ самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения, уверенности в себе,- гармонизация душевного состояния, профилактика соматических заболеваний.Заключительная часть занятия – это рефлексия и ритуал прощания.Дети делятся впечатлениями от занятия, говорят о том, что им было особенно интересно, а что вызвало затруднение. Все высказывания поддерживаются, одобряются, подчеркивается значимость чувств, эмоций каждого ребенка. Дети приобретают уверенность в себе, чувствуют свою психологическую безопасность. Затем следует ритуал прощания.Все части занятия сопровождаются яркой эмоциональной окрашенностью (это обязательное условие при работе с детьми данной категории), используется индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его особенностей, это делает занятие интересным, привлекательным для детей. Поддерживается любое высказывание детей, чтобы они не боялись ошибиться, были смелее, раскованнее, уделяется внимание созданию положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия.Подобные занятия, в работе с агрессивными детьми, может использовать как педагог психолог, так и воспитатель с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие. КонспектВводная часть. Приветствие.1. Игра «Доброе слово».Цель: создание благоприятного психологического климата, атмосферы взаимного принятия друг друга, настрой на бесконфликтное общение.Ход: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.Основная часть занятия.
2. Биоэнергетическая гимнастика.Цель: повышение работоспособности, избавление от стрессов, нервных срывов, усталости. Гармонизация душевного состояния, активизация творческих способностей, профилактика соматических заболеваний.Ход: Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперёд, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: «Кошкины ушки всегда на макушке!» (10 движений в одну сторону и 10 движений в другую). Затем опускают руки, встряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают: «Кошкин глаз – мудрый глаз!» Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку внизу шеи массируют её словами: «Как собачка я дышу, помогать себе спешу!» (10 раз в обе стороны). Взрослый обязательно следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании. Требуется предварительный показ.3. Психотехническая игра «Путаница» (игра с кольцом).Цель: способствовать снятию напряжения, осознанию того, что происходит со связью между людьми в ситуации конфликта.Материал: длинная веревка, которая будет символизировать кольцо.Ход: Все стоят в кругу и держатся за веревку. Задача детей, не выпуская веревки из рук, запутаться, сделать не круг, а другую неструктурированную комбинацию. Когда все несколько раз «запутывались и распутывались», ведущий может спросить, как детям было лучше, когда они были запутанными или распутанными.4. Анималистическая игра «Улитка».Цель: развитие умения организовывать своё поведение, развитие самоконтроля, выдержки, сдерживание суетливости и поспешности.Ход: Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают очень медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.5. Игра «Жужа».Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.Ход: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел её больше всех, он и будет «Жужей».Заключительная часть занятия.6. Ритуал прощания.Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога.
Но, вполне возможно, что ребенок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей еще невелик. Конечно, агрессия может быть и последствием воспитания.
Причины агрессии нужно искать в семье. Возможно, агрессивно ведут себя родители, ребенок чувствует опасность и враждебность окружающего мира. Возможно, родители обижают и унижают своего ребенка. Дети, подвергавшиеся физическим наказаниям, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям. Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением.
Очень важен тип воздействия и реакции, который выбирают родители. Родители, которые резко подавляют агрессивное поведение ребенка, только усиливают его проявления. Но, с другой стороны, если агрессивное поведение «не замечается», ребенок усваивает такую модель поведения как нормальную. Здесь важен правильный подход к ситуации - гибкость... Ведь воспитание - это постоянное лавирование между вседозволенностью и строгостью.
Агрессивное поведение может быть как вербальным (словесным), так и физическим. Оно может направляться на людей, животных или предметы .